Как сделать тиснение по коже – Ярмарка Мастеров
Решила поделиться вариантом еще одной интересной фактуры, которую при желании можно сделать своими руками
Нам понадобится для этой работы натуральная кожа, вода, клей и декоративные элементы, ну и конечно, желание создать уникальную вещь
В моем случае я создаю сумки-пакеты, довольно габаритные, но при этом не жесткие. Именно исходя из этого я в качестве основы для декоративных элементов беру кожу, клеить декоративные элементы можно и на картон, если не нужна пластичная вещь.
Теперь думаю стоит отдельно поговорить о декоративных элементах, которые мы отдавливаем. В этом мастер-классе я работаю с двумя видами и все они куплены в хозяйственном магазине
Теперь о клее, я работала в данном случае клеем момент для обуви, можно купить в специализированном магазине его аналог на разлив. Для проработки мелких деталей нам понадобиться палочка из дерева с не очень острыми краями, я работаю палочкой для суши из антикварного сервиза.Думаю можно переходить к этапам работы)
1) Делаем крой из основной кожи, намечаем на изнанке область декорирования.
2) Из ненужной старой кожи вырезаем нужный нам фрагмент для основы декора, на него клеим декоративные элементы и даем просохнуть клею (я наклеиваю декор на глянцевую часть кожи, при наложении основной детали на нее проще выравнивать поверхность).
3) Подготавливаем деталь кроя, которую собираемся подвергнуть тиснению. Я просто намочила кожу с изнанки теплой водой, так как кожа у меня великолепного качества, этого вполне достаточно.
4) Даем детали немного полежать в свернутом виде (10-15 минут, деталь не должна полностью высохнуть).
5) Смазываем основу с заранее приклеенным декоративным элементом- клеем,покрываем всю площадь основы, стараясь промазать все изгибы декоративного элемента, для этого можно использовать жесткую кисть. Делаем это максимально быстро, что бы клей не начал сохнуть.
5) Накладываем основную, слегка влажную деталь на промазанную клеем основу с декоративным элементом и начинаем руками продавливать, обозначая в самом начале только контуры, работаем от центра к периферии. После того как появились очертания нашего декоративного элемента, проходим аккуратно кончиком палочки все изгибы и мелкие детали, чтобы придать четкость тиснению. Делаем это нежно, чтобы не повредить кожу. Нужно проходить по контуру, давя палочкой до тех пор, пока четкость выдавленного элемента вас не удовлетворит (у меня нет фото этапов выдавливания, так как не было возможности их делать, клей сохнет быстро и нужно успеть выдавить рисунок).
6) После того как рисунок выдавлен полностью и проработан палочкой до нужной четкости, даем ему высохнуть окончательно. Я оставляю заготовки на сутки, разложив их на сушке для белья.
Все готово и можно шить сумку. Я решила ограничиться только тиснением в этом мастер-классе и не показывать весь процесс изготовления сумок, так как на Ярмарке Мастеров много мастер-классов на тему изготовления сумок и они очень хорошие. Да и тема мастер-класса — это фактуры, а не изготовление сумок. Данный прием можно использовать для декорирования обложек альбомов, делать декоративные панели для интерьерного дизайна, декорировать одежду.
Очень надеюсь, что вам поможет этот мастер-класс в создании шедевров
Методы тиснения кожи
Все виды, методы и способы тиснения натуральной кожи можно разделить на две основные категории – холодное и горячее. Такое разделение продиктовано не только разницей в рабочей температуре штампов, но и отличиями в получаемых результатах.
Холодное тиснение обычно применяется в случаях, когда на гладкую кожу необходимо нанести несложный узор, надпись или простое клеймо. Для холодного тиснения подходят кожи толщиной от 0.8 до 1.2мм. Впрочем, толщина материала при данном способе не имеет решающего значения, поскольку определяющей является индивидуальная способность кожи держать полученный рельеф без дополнительной термической обработки.
Отделка горячим тиснением основана на способности кожи принимать и сохранять устойчивый оттиск после надавливания на нее металлическим штампом, разогретым до температуры 60-140°C. При выполнении горячего тиснения в домашних условиях оптимальная степень нагрева штампа обычно определяется экспериментальным путем для каждого отдельного типа кожи. При этом наиболее точные замеры температуры рабочей поверхности штампа удобнее всего производить при помощи специального бесконтактного термометра – пирометра. Для горячего тиснения подходит кожа толщиной от 1.2-1.4мм.
В технологическом плане нанесение рельефных изображений на поверхность натуральной кожи можно разделить на четыре вида:
• слепое (блинтовое) тиснение – применяется в случаях, когда на коже необходимо получить оттиск с гладкой структурой. Выполняется следующим образом: на ровном участке кожи перпендикулярно поверхности располагается штамп, а затем по нему наносится удар молотком. Если в качестве штампа используется наборное клише, то все составные детали изображения должны находиться в одной плоскости. При слепом тиснении глубина и четкость полученного оттиска напрямую зависят от силы давления на штамп, т.е. от силы удара по штампу. Данный вид тиснения бывает холодным или горячим, но не слишком высокотемпературным, так как существует риск перегрева и порчи кожи;
• тиснение фольгой – суть метода заключается в размещении между штампом и поверхностью кожи тонкой металлической фольги, смазанной клеящим составом на основе воска. Под давлением штампа фольга пропечатывается в образованный рельеф и затем схватывается с кожей. Глубина рельефа при тиснении фольгой обычно меньше, чем при слепом тиснении, однако данный метод позволяет получать сложные многоцветные изображения и осуществляется исключительно горячим способом;
• конгревное тиснение – нанесение на поверхность кожи рельефных изображений методом прессования с применением металлической фольги или без нее. При такой технологии кожа располагается между пуансоном и матрицей (клише для конгрева), а затем прессуется. Для конгревного тиснения подходит только тонкая пластичная натуральная кожа, а клише производятся исключительно из металла. Конгревное тиснение проводится как горячим, так и холодным способом;
• текстурирование – данный метод тиснения применяется на одном из этапов выделки кожи для придания нужной фактуры ее поверхности. Чаще всего текстурирование используется для обработки лицевой поверхности корректированной кожи после ее шлифования, а также для создания имитация фактуры кожи экзотических животных на поверхности кожи КРС. Суть такой технологической операции заключается все в том же прессовании, однако при этом клише выдавливает однородный неглубокий узор не на относительно маленьком участке, а на всей поверхности куска кожи.
Тиснение на коже
Тиснение (от слова тесный) – техника нанесения углубленного рисунка давлением на какую-либо поверхность из мягкого, пластичного материала: кожи, картона, бархата, мягкого металла. Тиснение может быть холодным или горячим, с применением горячих матриц. В переплётном деле известны две разновидности тиснения: углубленное – блинт и выпуклое, рельефное – конгрев. С техникой тиснения связано происхождение латинского названия эмблемы (от латинского impresa) – «вдавливать, оттискивать, печатать, ставить клеймо».
Углубленное, бескрасочное тиснение блинт получило своё название от немецкого слова Blind – «слепой, ложный» и создаёт эффект контррельефа, где все точки изображения негативны – зеркально симметричны выступающим точкам обычного рельефа. В истории искусства контррельефы изготавливали специально в тех случаях, когда предусматривалось использование изделия в качестве печати для получения выпуклого оттиска.
Конгрев – также выпуклое рельефное изображение, получается с помощью штампа с углубленным рисунком и выпуклого контрштампа матрицы, расположенной с обратной стороны кожи или какого либо другого пластичного материала. Термин произошел от имени английского инженера-изобретателя Уильяма Конгрева, предложившего новый, метод тиснения.
В настоящее время тиснением по коже популярный и недорогой вид отделки.
В XVII веке исламские мастера не только теснили, но и изобрели способ золотить кожу. Была разработана техника отделки толстых кож рельефом, с последующим золочением. Так появилась «золоченая кожа», позднее эту технику переняли, усовершенствовали и широко распространили испанцы. Сейчас она больше известна под названием «Испанская кожа». Методом тиснения на кожу наносился пышный великолепный рисунок в виде композиции из фигур и орнаментов. Затем кожа расцвечивалась краской и позолотой.
Позолоченную кожу применяли для стенных драпировок и обивки, а к XVIII столетию ею обтягивали письменные столы, спинки кроватей и стульев. Тиснёная кожа также широко использовалась для изготовления предметов роскоши.
Наибольшего расцвета искусство тиснения по коже достигло в начале XVIII века в Испании и Португалии.
Для золочения наиболее удобной была толстая кожа бычков. Кожу размачивали, равномерно окрашивали натуральными красителями, затем на ней делали узоры набойкой или же тиснением, когда после просушивания на поверхности создавался прочный и жесткий выпуклый орнамент, его раскрашивали яркими красками, а мелкие детали подчеркивали золотыми точками и гвоздиками. Благородные семейства часто заказывали тиснение на коже своих фамильных гербов.
Реставрация тиснёных кож представляет большие трудности. От времени, света, воздуха и физических воздействий разрушается сам материал – кожа и, к сожалению, этот процесс не обратим, поэтому старинные предметы быта и интерьера с тиснением по коже нуждаются в особенно бережном к себе отношении, иначе уникальные образцы тиснёной кожи могут безвозвратно исчезнуть. Но все же возможно у нас в мастерской восстановить тиснения на коже по сохранившемуся образцу.
C уважением, Елена Жилина. +7 (495) 364-93-23
Цена, тыс. руб. | |
Стул | 5 — 20 |
Кресло | 10 — 30 |
Диван | 30 — 60 |
Стоимость, тыс. рубли | |
Стол | 10 — 40 |
Буфет | 30 — 80 |
Шкаф | 30 — 80 |
Восстановление лакокрасочного покрытия
Отделка | Руб./кв. метр |
Вощение | 500 |
Полировка | 1500 |
Шеллак | 2000 |
Золочение | 3000 |
Отделка | Руб./кв. дм |
Патиниров. | 50 |
Роспись | 200 |
Маркетри | 500 |
Мозаика | 1000 |
Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.
Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно. WhatsApp +7 (985) 364-93-23 или позвоните
Поэтапное производство тисненого изделия
К четырем основным инструментам для тиснения на коже в домашних условиях относят поворотный нож, штампы (клише), разметчик и молоток. Поворотный нож имеет различные насадки и позволяет делать контуры. Штампы необходимы для нанесения на рисунок фонов, типовых элементов орнамента. Одним из видов штампов узоров на коже является бевеллер, который позволяет придать контуру рисунка объем и выпуклость.
Чтобы сделать тиснение на коже своими руками, следует приготовить:
- набор инструментов для тиснения;
- ножницы (острые и тяжелые);
- деревянную доску;
- стилус;
- увлажнитель или простую воду;
- губку.
Как только необходимые вещи появятся под рукой, можно начинать теснить изделие. Сперва из кожи нужно вырезать заготовку. На эту деталь вручную или с использованием распечатанного на бумаге трафарета
наносится изображение. По желанию можно оформить изделие перфорацией по контуру. Это делаетсядыроколом до начала основной работы.
Чтобы материал стал податливым, его обрабатывают профессиональными увлажнителями
, но подойдет и простая вода. Изделие смачивают и оставляют на 30 минут для размягчения. Когда материал вернул свой первоначальный цвет и размягчился, можно приступать непосредственно к тиснению. Работа проходит надеревянной дощечке , которую подкладывают под изделие. При помощистилуса прорисовываются контуры изображения.
Далее при помощи клише
контурам придается объём, наносятся дополнительные орнаменты, фоны. Для этого необходимо расположить клише перпендикулярно коже и ударить по немумолотком . Если она мягкая, тогда нужная глубина тиснения получится с первого раза. Возможно, потребуется ударить молотком несколько раз.
Необходимо следить за тем, чтобы в материал не врезались ногти
и посторонние предметы — такой дефект практически неисправим, особенно это касается искусственной кожи. Чтобы проверить силу своего удара, можно использовать ненужный отрезок материала.
По желанию можно покрыть его профессиональными красками — полиролью, антиком, краской с глянцем или эффектом состаривания, специальной финишной краской.
Оборудование и инструментальные наборы
Чтобы получить качественное изображение на коже, потребуется специальное оборудование. Оно продаётся в торговых центрах для ремёсел, его заказывают в интернете или изготавливают своими руками. Мастера выполнения тиснений используют специальные пресса. Различают пресса для нанесения изображений на кожу: типографский (для промышленного применения) и компактный (для мастерских небольшого формата и частных пользователей). Выбирая, какой купить пресс для тиснения кожи, человек столкнётся с множеством предложений, и сделать выбор не как-то просто.
В настоящее время промышленность изготавливает аппараты для тиснения разных видов и конструкций, которыми можно выполнять следующие виды работ:
- тиснение холодное;
- опрессовку фольги;
- горячее тиснение фольгой.
Подходящие станки для тиснения кожи изготавливаются в самых различных вариантах.
Показанный на фото термопресс MGT0051 способен выполнять не только блинтовое тиснение, но ещё конгревное и горячее. Этот пресс также даёт отличные результаты как при холодном тиснение на коже, так и при горячем. Отличные результаты он получает при тисенении фольгой.
Основой для работы пресса может быть не только кожа, но и бумага, пластик, дерево и различные ткани. Температура нагрева клише на нём контролируется с помощью термометра, время же прессования оценивается с помощью секундомера. Это позволяет избежать прогораний или оплавлений материала, на который наносят рельеф или изображение.
Другой вариант прессового устройства — VEKTOR WT-2-210 , позволяющий выполнять тиснение золотом на коже, создавать рисунки холодным и горячим способом на изделиях из разных составов на основе кожи, кожзаменителей и бумаги.
Технические характеристики:
Размер матрицы (миллиметры) | 220х295 |
Тип приводного устройства | Ручной |
Наибольшее прижимная нагрузка (килограммы) | 3000 |
Величина рабочего хода ползуна (миллиметры) | 40 |
Наибольший размер заготовки по высоте (миллиметры) | 100 |
Способ подачи фольги | Механический |
Максимальный нагрев клише (градусы) | 300 |
Питающее напряжение (вольты) | 220 |
Масса (килограммы) | 125 |
С помощью этого аппарата производится фольгированное тиснение на материалах разной природы. Это может быть не только кожа и её заменители, но и картон, бумага, древесина и пластмасса. Станок позволяет использовать клише следующих типов: фотополимерного, магниевого, стального и латунного. Техника конгревного нанесения изображений несколько иная. В этом случае применяются клише рельефных типов, изготовленных из материалов описанного ранее состава. Обратная же матрица изготавливается из материалов, обладающих высокой эластичностью. Для того, чтобы выдержать неизменное давление в течение заданного промежутка времени, используется специальный фиксатор прижимной ручки.
К другим достоинствам этого пресса можно отнести электронное регулирование температуры нагрева, поворотный стол, автоматическую подачу фольги. Цена 104 тыс. руб.
Кроме этого оборудование заказчик может купить в специализированном магазине:
- клише для тиснения;
- держатели клише;
- термические ручки;
- термические клейма;
- штанцформы.
С помощью этих инструментов для тиснения по коже мастер может неповторимо украсить контурными рисунками любые изделия из кожи и её заменителей, бумаги, картона, пластика или ткани.
Легкий урок
Для работы нам потребуется следующие инструменты и инвентарь:
- Обычная пищевая фольга;
- Шило;
- Нож;
- Молоток;
- Штампы. Сделать их можно самим с любыми изображениями по вашему вкусу. Не забываем про то, что сделанные изображения должны быть сделаны в зеркальном отражении;
- Накатки. Для этого можно использовать колесики от сломанных часов. Они потребуются нам для нанесения узоров и различных линий на коже.
Пошаговая инструкция по тиснению:
- Выбранный штамп с узором необходимо нагреть. Сделать это можно двумя способами: либо над пламенем, либо над плитой.
- Нагретый рисунок прижимаем к заготовленному куску кожи и ударяем молотком.
- Узор должен быть четким и глубоким, если это не получилось, тогда начинайте все сначала. Значит вы плохо нагрели сам штамп. Иле же наоборот перегрели сильно. В таком случае кожа немного подплавится, повторно данный материал уже использовать нельзя.
- Именно по этой причине рекомендуем вам в начале попробовать на отдельном кусочке кожи, чтобы более точно понять, какую силу нужно при этом применять и до какой температуры нагревать сам штамп.
Также можно сделать и цветное тиснение по коже.
- В первую очередь необходимо растопить воск на плите. Чтобы при остывании он не затвердел, добавьте скипидар. Перемешайте.
- Фольгу расстилаем на твердой поверхности и наносим слой полученной смеси. Убираем в недоступное для детей место для подсыхания.
- После чего наносим на данную фольгу краску и опять же даем просохнуть фольге.
- Теперь переходим к цветному тиснению. Нагреваем штамп, после чего укладываем на заготовку фольгу краской к тому месту, где желаете, чтобы получился рисунок.
- Плотно прижимаем штамп к фольге и ударяем молотком. Самое главное — не торопиться. Краска должна полностью про печататься.
Статья по теме: Брелки с именами в виде сердца: мастер-класс с фото и видео
Существует еще один способ тиснения — нанесения золотых узоров.
В данном способе клише должно быть очень качественным. Как вы понимаете, предметы, сделанные в данной технике, считаются очень роскошными, и не каждый мастер может позволить себе сделать такое тиснение. Делаем его по методу с фольгой, который описывали выше. Только вместо фольги укладывается тонкий золотой лист. После того как произведен удар молотком по клише, рисунок припечатывается на кожаное изделие.
Сделанная в данном варианте визитница будет отличным подарком
Особенно если вы желаете, чтобы на вас обратил внимание тот или иной человек. В основном такие изделия лучше всего дарить начальникам или коллегам по бизнесу
Если с первого раза не получилось сделать тиснение, то пробуйте дальше. Ведь пока не попробуешь — не научишься. Главное — быть упорным и трудолюбивым в данном ремесле.
Виды тиснения по типу клише
Блинтовое
Технология позволяет получить рельеф, похожий на оттиск штампа. Клише с вытравленным на нем рисунком прижимается прессом к материалу. Штампы изготавливают из твердых металлов: магния, меди, цинка, латуни. Рассмотрим свойства штампов из двух наиболее популярных металлов:
Магний | Медь |
|
|
Рисунки на штампах не отличаются богатством декора. Зато технология позволяет быстро сделать большое количество однотипных оттисков. Поэтому в современной полиграфии блинт намного популярнее конгревного тиснения.
Блинтовое тиснение на ежедневниках.
Конгревное
Изобретатель метода — Уильям Конгрив (1772—1828). Этот англичанин — «отец» ракетного оружия. Впрочем, его пытливый ум интересовали не только пороховые ракеты, но и полиграфия, инженерия, часовое дело.
При конгревном тиснении материал помещается между штампом и контрштампом (пуансоном), которые вдавливаются друг в друга. Кто пёк печенья-орешки на сковородах-формах, тот легко представит этот процесс. В итоге получается объемный рисунок с заметным рельефом и прорисовкой тонких линий.
Технология позволяет получить как выпуклые, так и вогнутые изображения (так называемый обратный конгрев).
Для выполнения конгревного оттиска необходимо приложить в два раза больше усилий, чем при блинтовом способе, и в 4 раза больше, чем при тиснении фольгой. Сила давления равна 25—45 МПа. В книгоиздательском деле конгрев уже почти не встречается. Технология используется лишь при оформлении подарочных изданий.
Конгревное тиснение может быть холодным и горячим (клише нагреваются до +60 °С).
Конгрев на визитках
Работаем с конгревным тиснением своими руками: плюсы и минусы
Главным отличием конгревного тиснения от всех других является то, что помимо штампа используют еще и контрштамп. Что позволяет создавать не только вогнутый, но и выпуклый рисунок.
Материал зажимается между штампом и контрштампом и под силой давления создается тиснение.
Что касается материала, то выбор довольно широк — подобное тиснение можно проводить на бумаге, картоне, коже и даже на ткани.
Данный вид тиснения может выполняться как с фольгой, так и без нее. Причем, при применении фольги, нанесение рельефа и перенос металлического слоя на материал производится в одно действие, что позволяет сильно сэкономить время на создание готового продукта.
При работе без использования фольги тиснения происходит либо холодным способом, либо при нагревании клише до 60 градусов по Цельсию, что является не очень-то высокой температурой.
Пожалуй, самым существенным минусом данного способа тиснения является дороговизна клише. Хоть они и изготавливаются из самых разных материалов.
Самым простым и дешевым вариантом может стать выполнение формы из фотополимера. Ее толщина может варьироваться от одного до двух миллиметров. Выносливость данной формы довольно мала – всего от ста до двух тысяч оттисков. К тому же подобное клише очень проблематично отделять от плиты.
Цинковое клише может оказаться более выносливым и выдержать несколько тысяч оттисков. Цена относительно недорога, по крайней мере подобное клише вполне способно окупить себя. К тому же его можно использовать повторно, если получится аккуратно отделить и бережно хранить.
Изготовление идеально подходящих друг к другу матрицы и контрматрицы в домашних условиях практически невозможно, ведь они должны идеально совпадать по всем размерам, и по контуру отличаться строго на толщину тиснимого материала, для подобной точности необходимо применение сложных профессиональных технологий, а значит подобное клише не может стать универсальным.
При тиснении данным методом с фольгой необходимо поддержание довольно высокой температуры клише — от ста до ста шестидесяти градусов Цельсия. Так же эта работа подвластна далеко не всем станкам, а оборудование, способное ее выполнить стоит довольно дорого. К тому же необходим специально обученный оператор, овладевший техникой работы в один удар. А значит именно этот способ воспроизвести в домашних условиях будет просто невозможно.
Если вы решились попробовать именно этот метод тиснения в домашних условиях, то вам будет необходим хороший качественный пресс и что-то, что можно будет использовать как матрицу и контр-матрицу. В интернете вы можете найти уже готовые пары, выставленные на продажу. Так же вы можете обратиться к мастерам, способным создать клише по вашему индивидуальному эскизу. Конечно же подобный заказ будет стоить вам достаточно кругленькой суммы денег.