Художники нового стиля
У Казимира Малевича было немало последователей, но большинство художников супрематизма не так сильно захватила эта идея. Их только объединяло характерное сходство в форме.
Лазарь Лисицкий
После Великой Октябрьской революции художник был одним из ведущих мастеров, которые старались создать новое еврейское национальное искусство. С 1919 года он преподавал в Витебском художественном училище по приглашению М. Шагала.
В этот период художник больше занимался авангардным стилем в книжной иллюстрации, поэтому в 1920 году под влиянием Малевича увлекся супрематизмом. Именно в этот период он стал оформлять книжные издания, используя новый стиль. С 1920 года художник стал выступать под новым артистическим именем — Эль.
В этот период он становится активным членом партии Малевича «Утвердители нового искусства», кратко — УНОВИС. Здесь Эль Лисицкий изобрел ПРОУНы (проекты утверждения нового), где по особому были решены проблемы взаимодействия различных объектов с пространством. Кроме того, мастер преподавал в нескольких московских художественных институтах.
В 1921 году Лисицкий уехал в Европу, работал в Германии, Швейцарии и стал членом организации «Стиль» в Голландии. В Германии он продолжал оформлять книжные издания, но после возвращения в Советский Союз полностью отошел от этих дел. Художник стал одним из первых, кто внес супрематизм в архитектуру. Его работа в основном заключалась в решении задач выполнения городских застроек в вертикальном измерении.
Ольга Розанова
Хотя О. Розанова прожила недолгую жизнь, но стала одной из самых самобытных художниц авангарда в России. Она практически всегда находилась в первых рядах обновления искусства. Передовые поэты тех времен, в том числе и В. Маяковский, посвящали ей свои стихи, стараясь подчеркнуть роль мастера в становлении супрематической живописи.
Она очень хорошо разбиралась в сочетании различных тонов, поэтому и в супрематизме ставку делала на цветовые формы. В тот период она написала ряд картин, которых можно было отнести к постмодернизму, а именно:
- Синий веер.
- Пивная.
- Разделение форм.
В 1910 году она уехала в Петербург, там познакомилась с молодыми русскими поэтами и художниками. При ее активном участии была создана организация «Союз молодежи», где она продолжала рисовать в стиле, близком к супрематизму.
В 1916 году она возвращается в Москву, вступает в организацию Казимира Севериновича и начинает развивать собственный вариант нового стиля. На следующий год О. Розанова создала один из шедевров XX века — картину «Зеленая полоса».
Иван Клюн
Известный художник-авангардист Клюн (Клюнков), друг и последователь Малевича родился в 1873 году в простой семье плотника. Впервые пробовать рисовать он начал в Киеве, куда переехала семья в поисках лучшей жизни. Первые азы живописи он изучал самостоятельно, перерисовывая из журналов репродукции известных художников.
Позже Клюн переехал к дяде и поступил в Варшавскую школу рисования, но и одновременно работал бухгалтером. В 1898 году он возвращается в Москву, устраивается счетоводом и продолжает обучение живописи в частных студиях. В то время молодой художник в основном работал в традиционных стилях.
В 1907 году он впервые встретился с Малевичем в студии своего учителя Рерберга. Вскоре они стали друзьями, причем Казимир Северинович, когда перебрался в Москву, первое время жил у Ивана. Эта встреча сыграла важную роль в творческом развитии обоих художников.
Начиная с 1910 года, Клюн перепробовал практически все стили и окончательно остановился на кубизме, конечно же, не без помощи Малевича. Причем в этом жанре художник превзошел многих своих коллег, так как находил в нем некоторую логику.
В 1915 году мастер перешел к беспредметному творчеству и принял участие в ряде выставок художников-супрематистов. Правда, на следующий год после революции он разорвал отношения с Малевичем и отошел от супрематизма.
На выставке в 1919 году он показал публике 62 свои супрематические картины и официально объявил о разрыве с этим стилем. Сейчас его картин осталось совсем немного, в основном они находятся в частных коллекциях по всему миру.
История развития
В 1915 году русские живописцы Ксения Богуславская, Иван Клюн, Михаил Меньков, Иван Пуни и Ольга Розанова вместе с Казимиром Малевичем решили сформировать группу художников-супрематистов. Вместе они представили свою новую работу публике на «0,10» Последней футуристической выставке картин (1915 год). Их работа представляла множество геометрических фигур, подвешенных над белым или светлым фоном. Разнообразие форм, размеров и углов создает ощущение глубины в этих композициях, делая квадраты, круги и прямоугольники движущимися в пространстве. На выставке были представлены тридцать пять абстрактных картин, которые создал основатель стиля.
Манифест Малевича
Казимир Малевич впервые использовал название супрематизм в Манифесте, который сопровождал «0,10» Последнюю футуристическую выставку. Расширенная версия Манифеста была опубликована в 1916 году под названием «От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый реализм в живописи». Казимир Малевич намеревался пойти дальше: он хотел создать новый тип беспредметного искусства, которое позволило бы ему отказаться от всех ссылок на природность и сосредоточиться исключительно на цвете и творчестве в чистом виде.
Маньеризм как стиль в живописи
Три этапа
Малевич проследил развитие супрематизма в три этапа: во-первых, черный, потом цветные, и, наконец, белые. Вершиной должны были стать белые изображения на белом фоне. Супрематическая композиция, автором которой был Казимир Малевич, «Белое на белом» написана в 1918 году, на теперешний момент она находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Этот белый квадрат завершил серию работ художника, в которую уже входили черный и красный квадраты.
Влияние супрематизма в искусстве было распространено в России в начале 1920 — х годов и сыграло важную роль в формировании стиля конструктивизм – вдохновляющего абстрактного искусства, существующего во всех областях культуры, востребованного по сей день.
Ключевые идеи
Термин «супрематизм» значит доминирование, превосходство. В контексте развития живописи – доминирование цвета над остальными свойствами живописи. По мнению Малевича, цвет и краска в супрематизме впервые освобождены от влияний формы, перспективы и других факторов. Цвет – наивысшее и наиболее главное в искусстве передачи объектов на картинах. Супрематизм освободил цвет и воплотил гармонию природы и человека в искусстве.
Реализм как стиль в живописи
Супрематистами подчеркивался интерес к абстракции, сведенной к нулевой степени живописи в ее обыденном понимании. Это была точка, за которой живопись не могла развиваться, не переставая быть искусством.
В стиле использовались очень простые мотивы, так как они лучше всего передавали форму и плоскую поверхность полотна картины.
В конце концов, квадрат, круг и крест стал излюбленными мотивами.
Супрематисты выделяли подчеркнутую текстуру поверхности краски на холсте и считали ее одним из важнейших качеств живописи.
Картины в стиле супрематизм могут показаться строгими и серьезными, но очень быстро стиль становился абсурдным. Кубофутуристический стиль можно считать русским ответвлением группы художников, которые смешивали кубизм и футуризм, но не смогли доказать жизнеспособность стиля. Российские формалисты, значительная и влиятельная группа литературных критиков, которые были современниками Казимира Малевича, были против идеи существования языка только в роли простого и прозрачного средства для общения. Они развивали философию условности связи словесных наименований и объектов.
Символизм как стиль в живописи
Идея супрематической живописи была направлена на удаление реального мира с полотен картин целиком, оставляя зрителя в размышлениях о модели мира, обозначенного единственной геометрической фигурой, например, в рамках картины «Черный квадрат».
Супрематическое искусство пыталось избавить картину от всех ассоциаций с реальным миром. Только сделав это, искусство может освободиться от морально обанкротившейся общества и достичь чистоты.
Художники нового стиля
У Казимира Малевича было немало последователей, но большинство художников супрематизма не так сильно захватила эта идея. Их только объединяло характерное сходство в форме.
Лазарь Лисицкий
После Великой Октябрьской революции художник был одним из ведущих мастеров, которые старались создать новое еврейское национальное искусство. С 1919 года он преподавал в Витебском художественном училище по приглашению М. Шагала.
В этот период художник больше занимался авангардным стилем в книжной иллюстрации, поэтому в 1920 году под влиянием Малевича увлекся супрематизмом. Именно в этот период он стал оформлять книжные издания, используя новый стиль. С 1920 года художник стал выступать под новым артистическим именем — Эль.
Каролингское возрождение – причины проявления, деятели и значение
В этот период он становится активным членом партии Малевича «Утвердители нового искусства», кратко — УНОВИС. Здесь Эль Лисицкий изобрел ПРОУНы (проекты утверждения нового), где по особому были решены проблемы взаимодействия различных объектов с пространством. Кроме того, мастер преподавал в нескольких московских художественных институтах.
В 1921 году Лисицкий уехал в Европу, работал в Германии, Швейцарии и стал членом организации «Стиль» в Голландии. В Германии он продолжал оформлять книжные издания, но после возвращения в Советский Союз полностью отошел от этих дел. Художник стал одним из первых, кто внес супрематизм в архитектуру. Его работа в основном заключалась в решении задач выполнения городских застроек в вертикальном измерении.
Ольга Розанова
Хотя О. Розанова прожила недолгую жизнь, но стала одной из самых самобытных художниц авангарда в России. Она практически всегда находилась в первых рядах обновления искусства. Передовые поэты тех времен, в том числе и В. Маяковский, посвящали ей свои стихи, стараясь подчеркнуть роль мастера в становлении супрематической живописи.
Она очень хорошо разбиралась в сочетании различных тонов, поэтому и в супрематизме ставку делала на цветовые формы. В тот период она написала ряд картин, которых можно было отнести к постмодернизму, а именно:
- Синий веер.
- Пивная.
- Разделение форм.
В 1910 году она уехала в Петербург, там познакомилась с молодыми русскими поэтами и художниками. При ее активном участии была создана организация «Союз молодежи», где она продолжала рисовать в стиле, близком к супрематизму.
В 1916 году она возвращается в Москву, вступает в организацию Казимира Севериновича и начинает развивать собственный вариант нового стиля. На следующий год О. Розанова создала один из шедевров XX века — картину «Зеленая полоса».
Характерные черты супрематизма
Геометрия
На фото ниже представлены варианты модульных настенных конструкций, с помощью которых сразу понятно намек на какой стиль сделал дизайнер. Именно намек, ведь весь остальной интерьер выдержан в минимализме и именно в таком небольшом количестве супрематизм смотрится очень уместно.
Обратите также внимание на интересную люстру на первом фото, она отлично вписалась в интерьер и во всю тематику в целом
Белые поверхности
Здесь все просто, достаточно вспомнить работы Казимира Малевича – основным фоном в его работах всегда был белый цвет. Ведь именно с белым хорошо сочетаются и не конфликтуют все цвета, а уже на белом фоне, как художник, вы можете «расставлять» свои яркие фигуры. Кроме того, белый цвет дает еще большее ощущение воздушности и полета, что так ярко отображено на полотнах художников.
Конечно, не обязательно все стены делать белыми, можно подумать и над другими цветами. Но это обязательно должны быть цвета из любимой палитры Малевича – серый, черный, красный, желтый.
Открытая планировка
Минимальное количество стен!
Именно благодаря этой особенности супрематизм идеально подходит для интерьеров общественных зданий – офисов, кафе, ресторанов, артспэйсов. Концепция стиля – движение, поле. Особенно это видно в длинных и широких коридорах, когда есть возможность изобразить это движение на стенах, на полу и на потолке. Таких образом вы попадаете в единый вихрь, в котором не видно начала и конца.
Отделка стен и картины на них соединяются в едином полете, это очень сильный визуальный эффект. Поэтому в условиях квартиры, такой дизайн может быстро надоесть.
Стены и потолок – холст для рисования
Тем и хорош супрематизм, что произошел он из живописи и туда же стремится. Вам не нужно обладать особыми художественными склонностями, ведь все картины состоят из геометрических фигур, а значит их довольно просто перенести с полотен на стены самостоятельно.
Конечно же можно просто купить несколько репродукций Малевича, и на этом закончить все эксперименты. Но ведь это слишком просто и заурядно. А целая картина на всю стену – это гораздо интереснее.
В жилом помещении небольшой квадратуры лучше всего изобразить небольшую картину, которая станет ярким акцентом, а не основой интерьера.
А вот в коридоре офиса супрематические мотивы станут настоящим шедевром. Такая входная группа сразу создает нужное настроение.
Буйство цвета
В современных интерьерах супрематизм получил большое количество других цветов, помимо основных, появилось еще большое количество ярких, неоновых цветов: розовый, оранжевый, салатовый, алый. Разноцветные квадраты соединенные в хаотичном порядке, в итоге образуют невероятной красоты цветовую гармонию.
В дизайне мебели супрематизм начал свое развитие много позже, чем в дизайне интерьеров. Так как здесь помимо цвета и формы, нужно думать и об утилитарности предмета мебели. Так, основными формами в мебели являются квадраты, прямоугольники, которые окрашены в яркие сочные цвета.
Супрематизм – это очень интересный и своеобразный стиль в дизайне. На первый взгляд, он понятен не всем, но при правильной трактовке, его можно трансформировать в уютное и яркое пространство.
Предпосылки появления супрематизма
В 1913 году К. Малевич сблизился с футуристами, которые летом проводили свой съезд. В нем участвовали всего три человека: композитор Матюшин, поэт Крученых и Казимир Северинович. Практически сразу делегаты создают манифест, главное назначение которого было преобразование устаревшего искусства.
Кроме того, авангардисты считали, что необходимо решительно преобразовать театр. Они сразу приступили к созданию оперы «Победа над солнцем», которая полностью не укладывалась в рамки логического мышления.
Крученых написал футуристическое либретто, а Матюшин сочинил диссонантную музыку. На плечи Малевича легло оформление костюмов и декораций, которые стали толчком к развитию супрематизма. В том же году состоялась премьера оперы.
Подробное описание стиля
Супрематизм в искусстве – это новое направление абстракционизма, основоположником которого стал Казимир Малевич. Считается высшей степенью беспредметного и абстрактного искусства, которое выражено в идеальных конструкциях, четких геометрических фигурах, а также объемах и плоскостях.
В традиционном понимании стиль не имеет сюжета, рисунка, пространственной перспективы. Определяющий фактор – открытый цвет и геометрические фигуры.
В работах художников-супрематистов пространство возникает за счет размеров, наклонов и поворотов. Супрематизм Казимира Малевича – это выявление беспредметного в качестве сущности любого из искусств.
Характерные черты стиля
Супрематизм как течение в абстрактном искусстве новейшего времени появился благодаря великому русскому художнику Казимиру Малевичу. В основе стиля — изображение всех реальных форм, которые существуют в мире, в виде различных геометрических фигур, где напрочь отсутствуют такие понятия как «низ», «верх», «право» и «лево».
Данный стиль оказал огромное влияние на мировую творческую культуру и впоследствии был перенят знаменитыми кутюрье. Историки и модные критики хорошо помнят абстрактные цветовые блоки в виде различных фигур на одежде.
Супрематические узоры лето 2014 на порядок скромнее своих предшественников, но все также привлекают внимание и отличаются оригинальным исполнением
Кубизм и супрематизм
Грани между этими двумя направлениями очень тонкие, границы устанавливает философия этих стилей. Как в супрематизме, так и кубизме применяются различные геометрические фигуры, чтобы в полной мере выразить смысл произведения. С помощью этих фигур мастера передают свое внутреннее мироощущение от происходящих в обществе перемен.
Считается, что супрематизм в живописи – это всегда превосходство и доминантная позиция. Реально существующих предметов и вещей в супрематизме нет, их полностью заменяют геометрические фигуры. Их цвет, размер, форма передают привычные для изобразительного искусства образы и эмоции.
Представители кубизма иначе используют геометрические фигуры. Их применяют в качестве инструмента для передачи реальных образов. Кубизм предполагает некое разделение на фигуры существующих вещей. Характерные черты кубизма – это пространство реальности, тогда как супрематизм – самостоятельный мир, лишенный земных образов и явлений.
В чём смысл (секрет) Чёрного Квадрата
Супрематизм (от лат. supremus – наивысший, Супрематия – превосходство, доминирование (одного цвета над другими свойствами живописи)) — направление в абстрактной живописи. Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах. В этом стиле обычные формы, геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, линия и др.) служат прототипом всех форм, которые есть в реальном мире. Однако, Малевич и другие абстракционисты ни в коем случае не хотели изображать реальный мир, более того — они были и остаются ярыми противниками классического искусства и такие направления, как кубизм, абстракционизм, супрематизм и др. только подтверждают это.
Супрематизм явился новой вехой в развитии беспредметной живописи. В отличие от кубизма, где на составляющие геометрические формы разложены реальные вещи (примером кубизма может быть человек, который изображён при помощи нескольких треугольников или квадратов), в супрематизме нет не только реальных вещей, но даже понятий верха, низа, лева, права, притяжения земли и т.д. Пространство произведения теперь не подвластно ни земному тяготению, ни другим естественным физическим явлениям. Это уже, что называется, полностью самостоятельный мир, даже замкнутый сам в себе и от этого продолжающий быть в гармонии.
Многие задают вопрос: В чем смысл черного квадрата? В чем секрет черного квадрата? И в чем заключается его предназначение? Действительно, не зная истории супрематизма, развития абстрактного искусства, апофеозом которого он стал, очень сложно разобраться, зачем Малевич нарисовал черную геометрическую плоскость на белом фоне. А точнее сказать невозможно. Так что разберём всё по полочкам.
История авангарда сводилась к тому, чтобы как можно более сильно отразить мир так, как не делали этого другие или точнее сказать классицисты и академисты, как можно больше сделать картину независимой от окружающего мира. Отсюда и произошёл стиль Супрематизм, гениальное изобретение полной беспредметности, в частности – Чёрный Квадрат, который мало кто понимает. Сейчас это кажется элементарным — изобразить нечто полностью абстрактное, но ведь всё когда-то начиналось… Когда-то и одежду придумали, а сейчас одежда – это элементарная вещь, но в те далёкие времена, когда её придумали — это считалось гениальным изобретением, первым в своём роде, так что не нужно недооценивать роль Малевича и его Чёрного Квадрата в истории искусства.
Черный квадрат был написан в 1915 году, на самой заре зарождения супрематизма, он стал логическим объяснением этого стиля, наглядным пособием и даже иконой стиля. То, к чему шли все авангардисты мира на протяжении нескольких столетий, было воплощено в одной картине и стало апогеем, вершиной авангарда, его нерушимым идеалом и идеальным символом, выше которого ещё никто не поднялся и вряд ли поднимется. Практически сразу после этого Малевич издал книгу. В этой книге заключалось логическое обоснование нового беспредметного стиля, который также назывался – Новый Выразительный Реализм – и черного квадрата в частности. Кроме того, супрематизм также называют Чистым творчеством, так как здесь есть только цвет и акт (идея, действо). В этом и есть смысл и секрет супрематизма, как разновидности абстракционизма. От абстракционизма же супрематизм отличается тем, что здесь используются геометрические фигуры — квадраты, прямоугольники, треугольники, прямые и кривые линии и т.д.
Супрематизм развивался не только как стиль изобразительного искусства отдельных художников особо приближённых к теории Малевича. Он оказал большое влияние к на всю художественную культуру мира. Черный квадрат, как первый и главный символ этого направления, стал иконой для многих последователей и любителей абстрактного искусства. Супрематизм развивался не только в живописи, но и в дизайне, полиграфии, текстиле, фарфоре. После некоторого забытья, вследствие резкого упадка прогрессивной живописи, (в частности, в связи с политическими проблемами и неприятием нового социалистическим реализмом), в 1960-х годах интерес к супрематизму стал возрастать.
Кроме Казимира Малевича, картины в стиле супрематизм создавали и такие художники, как: Ольга Розанова, Иван Клюн, Александра Экстер, Николай Суетин, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко и др.