Хохломская роспись: узоры для начинающих, трафареты и шаблоны с фото

Содержание

Варианты росписи

Приметой стиля хохломы в украшении различных кухонных предметов является использование золотых, красных и черных цветов. Также активно применяются оранжевый и желтый. Куда реже встречается цвет лазури¸ дающий ощущение умиротворения. Иногда можно встретить посуду с преимущественно зеленым цветом. Для росписи используются масляные краски, способные выдержать температуру обжига.

Роспись наносится благодаря верховому или фоновому письму. Верховое означает нанесение узора черным или красным цветом по золотому фону.

Хохломские орнаменты весьма характерны и узнаваемы как по мотивам, так и по манере рисования.

  • Трава. Травинки наносят витиеватыми линиями, причудливо сплетающимися между собой. Дополнениями служат изображения маленьких ягод и колосков.
  • Цветочный узор. Прорисовывается более широкими мазками, чем в предыдущем случае. Благодаря этому получаются лепестки. Они дополняются изображениями ягод, расположенных вокруг стеблей.
  • Узор типа «пряник». Орнамент вписывается в геометрическую фигуру — квадрат, ромб, круг.
  • Кудрина — орнамент из золотых завитков, во многом и определяющий стиль хохломы. Часто золотом изображают крупные ветки с листьями, выступающими, например, в роли каймы по краю изделия.

Роспись неотделима от других этапов создания посуды, поскольку важна основа для нанесения картинки, а также дальнейшая обработка предмета, позволяющая сохранить рисунок в процессе эксплуатации и придать ему художественную завершенность. Неслучайно перед нанесением изображения посуду покрывают водонепроницаемым раствором. Затем — маслом, например, льняным, благодаря чему достигаются гладкость и глянцевый блеск. После этого идет этап лужения, когда на поверхность наносится порошок алюминия, позволяющий добиться зеркального блеска.

В конце обработки предметы ставят в печь при температуре 150 градусов и выдерживают там 4 часа, чтобы на поверхности образовалась золотисто-бронзовая пленка — характерный признак хохломской росписи.

Пробы на бумаге

Если вы новичок в этом деле и только начинаете осваивать основы рисования хохломской росписи, лучше потренироваться на обычном ватмане. В качестве упражнений для постановки руки выбирайте выполнение простых элементов: ягодок, листочков.

Все они основаны на определенных движениях кисточки. Даже если вы будете в дальнейшем работать по готовому карандашному контуру, кружочки и завитки должны быть ровными. Делать их лучше за один прием.

Если вы хотите узнать, как научиться рисовать хохлому ребенку, лучше всего осваивать с ним эту технику тоже на бумаге. Однотипное выполнение упражнений в виде листочков и ягодок быстро наскучивает детям, поэтому предложите изобразить круглый поднос, тарелку, ложку или вазу. Форму объекта сделайте сами, а малышу предоставьте возможность украшать предмет.

Выполняем технику верхового письма своими руками

Эта техника довольно проста и заключается в нанесении рисунков красного, желтого или черного цветов на обработанную заготовку. Как правило, в этой технике рисуют узор пряник, когда вокруг крупного центрального узора наносят более мелкие элементы орнамента.

Для получения рисунков в этой технике изначально наносят большие цветные узоры, затем на свободное пространство наносят черный фон и, после того как краска высыхает, сверху наносится узор «Травка». Готовое изделие несколько раз покрывают специальным лаком-закрепителем, просушивая каждый слой, и отправляют в раскаленную до 150 градусов печь на 4 – 5 часов, пока не образуется золотисто-бронзовая пленка.

Несмотря на то, что мотивы рисунков хохломской росписи довольно четко определены, настоящие мастера творчески подходят к этому процессу и постоянно придумывают новые замысловатые изображения сказочных животных, птиц и растений. Новичкам же из-за отсутствия опыта позволительно использовать трафарет для нанесения узора или простые схемы для тренировки.

Но прежде чем начать тренировки по хохломской росписи надо подготовить все необходимые материалы и инструменты. И тут возникает соответствующий вопрос – чем рисуют такие замысловатые изгибы и завитки мастера этого искусства? В основном хохломские мастера пользуются кисточками из беличьих хвостов – с ее помощью можно нарисовать как тонкие, так и толстые линии, только лишь изменив силу нажима.

Изготовить полноценную кухонную посуду, из которой можно было принимать пищу, в домашних условия невозможно, но сделать сувенир для украшения кухни вполне доступно любому желающему.

Процесс изготовления

Саму технологию получения «позолоты» по преданию позаимствовали у иконописцев. Говорят, что один из них ушел в деревни Заволжья, где в те времена промышляли изготовлением деревянной посуды и зарождались различные виды орнаментов и узоров. Так вот сама позолота не являлась золотом. Процесс получения такого эффекта — это результат не однодневной работы с изделием. Когда деревянные доски, ложки и другая утварь изготовлялась, использовали глину, олифу, оловянную пыль, а затем и алюминиевую, и изделие изначально было посеребренным. Для детей есть материалы и попроще.

Прочтите это: Двойка своими руками: делаем декор к празднику

Технология производства посуды дошла до нашего века почти неизменной в своих этапах. Для начала делают заготовки для посуды из деревянных брусков, чаще используют липу и осину. Она должна быть достаточно просушенной ни один день. Затем изделие грунтовали, обмазывали глиняной «вапой» — это специальный раствор глины с олифой, затем пропитывали несколько раз олифой в интервалах, прогревали в печах при температуре 80-90 градусов. Делается за сутки.

Следующий этап называется лужение, при котором изделие с масляной пленкой обтирали оловянным порошком, а затем снова вытирали олифой, тогда то уже и получался «золотой» цвет.

Поэтапное рисование хохломы с детьми

Сделать хохломское изделие, пусть и в очень упрощенном виде, можно и с ребенком. Детский опыт будет очень интересным. Прекрасно, если на предварительном занятии вы сделаете изделие из папье-маше, которое предстоит расписать под хохлому. Это может быть посуда, уточка, ваза и т.д.

Хохломская роспись – поэтапное рисование с детьми:

  1. Материалы и инструменты – заготовка (из папье-маше), гуашь (в том числе и белая), кисти, палитра, непроливайка, карандаш, ластик.
  2. Первый этап – роспись фона. Сначала уточку (допустим, это будет она) нужно полностью прогрунтовать черной гуашью. Это можно сделать заранее, чтобы сэкономить время занятия.
  3. На высохшем фоне нужно карандашом отметить узор. Если ребенок будет делать это сам, можно воспользоваться трафаретными заготовками.
  4. Далее элементы следует расписать. Сначала ребенок тренируется на палитре. Нарисованную с помощью трафарета ягодку, листочек, расписывает нужным цветом. После первой пробы на бумаге, он уже приступает к росписи изделия.
  5. Мелкие детали (травинки, тычинки, ягодки) можно сделать с помощью ватных палочек и зубочисток. Другие узоры можно выполнить штампами.
  6. Во время рисования дети должны наносить на папье-маше узоры, которые ранее уже пробовали прорисовывать на тренажерах, в прописях, на бумаге.

На видео представлен пример несложного рисунка, который можно повторить с детьми.

Хохломские узоры для детей – как рисовать:

  • с использованием базовых цветов (красный, зеленый, желтый, белый);
  • напомните детям, что краски на вкус не пробуют, кисточкой не размахивают, соседу не мешают;
  • постоянно напоминайте ребятам, что смешивать краски нужно только на палитре.

В завершении занятия взрослый говорит, что дети сегодня находятся в настоящей мастерской художника. Что сегодня в этой мастерской появились красивые расписные уточки, которые теперь отправляются на выставку. В конце занятия следует обсудить с ребятами, чем им понравилась хохлома, что больше всего запомнилось, кому бы они хотели подарить свою уточку.

Популярные статьи  Как мыть пластиковые окна и подоконники в домашних условиях

Дома со своим собственным ребенком можно тоже сделать мини-хохлому. Можно расписать вместе с мамой маленькую деревянную досочку или скалку. Это прекрасное начало приобщения ребенка к изучению истории искусств, народных промыслов и изобразительного творчества в целом.

Вдохновения вам, и пусть все получается с первого раза!

Хохломская роспись: узоры для начинающих

Сложные орнаменты принято наносить на изделия с помощью трафарета, которые можно купить или распечатать, но для того, чтобы научиться этой разновидности росписи, необходимо освоить азы. Самые простые узоры наносятся кистью.

Новичкам лучше освоить сначала следующие из них:

  • травинка. Узор представляет собой выгнутую вбок линию. Кисть прижимается в центре, а с краев нажим сводится к минимуму. Отмечается плавное, но сильное утолщение;
  • завиток. Элемент более сложный. Кисть проводится с одинаковой степенью нажима, при этом линия должна быть скручена, как улитка;
  • капелька. Идеально подходит для тренировки нажима. Кисть при этом нужно ставить основанием ворсинок и проворачивать на 180 градусов, медленно убирая с поверхности т протягивая вперед;
  • кустик. Капельки рисуют в виде веера, а в их основании ставят н6ебольшую точечку;
  • листик. Рисование этого узора достаточно простое. Необходимо просто в зеркальном отражении вывести травинки, выгнув их наружу, а пустоту внутри заполнить краской аналогичного цвета.

Материалы

Основной материал, из которого изготавливается посуда и другие изделия с характерными изображениями, липа. Древесина должна пройти тщательную подготовку. На специальных складах дерево сушат, и на это уходит 3 года и более. Только такая древесина подходит для работы.

Инструменты для росписи:

  • тампоны – для лачения и грунтовки можно применять тампоны из капроновых чулков;
  • штампики – делают их из шляпного войлока или гриба-дождевика, а используют их для выполнения большого количества одинаковых элементов;
  • кисти – беличьи кисти (размеры No 1-6), для каждой краски у художника должно быть несколько кистей, они должны быть узкими, ворс на кисточке – упругий и длинный (в воде кисточка должна приобретать каплевидную форму и иметь заостренный кончик).

Из материалов для работы могут понадобиться олифа, льняное масло, скипидар, разбавители, грунтовка, шпаклевка, алюминиевая паста.

К краске требования особые, это должны быть минеральные красители с высокой термостойкостью. Используется мастерами охра, светло-желтый крон, киноварь, изумрудная зелень, окись хрома, сурик, кадмий, голландскую сажу, изумрудную зелень.

Если же вы решили увлечься хохломской росписью, не претендуя на каноничность работы, то можете использовать гуашь и акриловые краски. Гуашь делают с добавлением белил, после высыхания она светлеет и становится матовой. Гуашь гуще и плотнее акрила, но на солнце она выцветает. Акрил не выцветает и не растекается, на поверхность ложится ровнее гуаши. Сказать, что лучше – трудно, у каждого типа краски свои достоинства и недостатки.

Ребенку проще работать с гуашью, взрослый может попробовать творить с более функциональным акрилом. Но и стоит последний на порядок дороже, да и краски придется покупать поштучно, в то время, как гуашь продается в наборах.

Поэтапное выполнение работ на тему «Декоративное рисование в стиле золотая хохлома»

Для поэтапного выполнения работы происходит вовлечение детей в процесс открытия новых знаний.

  1. Кисть нужно держать тремя пальцами почти вертикально.
  2. Изначально ребенок должен изобразить изогнутую ветвь.
  3. Затем нужно нарисовать листочки и ягодки.
  4. Потом рисуется трава и завитки.
  5. Следует помнить о нанесении черного фона.
  6. В конце проводится легкая гимнастика для рук.

Схема конспекта занятия по декоративной росписи в старшей группе детского сада

Схема конспекта выглядит следующим образом:

  • Образовательная цель.
  • Задачи.
  • Новый способ действия.
  • Какие понятия, знания необходимо актуализировать.
  • Прчина затруднения выполнения работы.
  • Цель деятельности детей по преодолению затруднения.
  • Создание всевозможных условий для реализации своих действий.
  • Разминка.
  • Сопровождение музыкальными композициями.
  • Анализ работы.

Конечный результат

Какие предметы украшают хохломской росписью

Традиционно в этом стиле выполнялись любые вещи домашнего обихода, которые делались из дерева:

  • ложки;
  • матрешки;
  • подносы;
  • тарелки;
  • шкатулки;
  • сундуки;
  • бочонки;
  • короба;
  • прялки;
  • ручки и рукоятки;
  • вазы;
  • разделочные и декоративные доски.

В современном варианте, когда интерес к русским народным мотивам достаточно высок, хохломская роспись оказывается порой и на весьма экзотических поверхностях:

  • ткань (для постельного белья, например);
  • ногти;
  • брелоки;
  • зажигалки;
  • экран и панели смартфона или ноутбука;
  • тело (тату и боди-арт);
  • автомобили (аэрография);
  • пакеты (бумажные и полиэтиленовые).

Таким образом, украсить хохломской росписью сейчас можно практически любой объект.

История возникновения промысла

Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.

Зарождение — начало XVII века

Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар.)). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей) и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.

Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.

В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья. Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи. Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.

И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.

Хохлома в СССР

Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские. В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись». А также село Семинос и производством «Хохломской художник».

В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.

Хохломская роспись: узоры для начинающих, трафареты и шаблоны с фото

Роспись синим и голубым по серебряному фону — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.

Выбор узора

Подберите подходящий мотив орнамента

Неважно будет простой или сложной ваша хохломская роспись. Поэтапное рисование каждого элемента поможет изобразить любой объект от комбинации веточек, листьев и ягод до эксклюзивной райской птицы

Нужно только выполнять все по частям от простого к сложному. Учитывая доступность компьютерных технологий, каждый может найти необходимое изображение в интернете, распечатать его, например, на пленке, и перевести контуры на деревянную основу. Сложнее намечать линии на округлой поверхности. Однако и в этом случае можно упростить себе задачу, сделав несколько трафаретов повторяющихся элементов.

Шаблоны росписи хохломы

Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.

Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.

Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.

Популярные статьи  Как проводится укладка ламината на стену: практические советы

Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты.

Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом.

На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта.

Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома.

Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и  «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки»,  любовь  к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

(Ветки и кустики)

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(Ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

(Строчки и узоры)

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

(Растительные орнаменты)

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Особенность рисунка хохломы

Жизнерадостный строй росписи – это его достояние и отличительная особенность. А золотой цвет добавляет узорам большую торжественность. Уникально то, что народные умельцы, не имевшие доступа к действительно роскошной, золотой посуде, сделали искусную имитацию золота. Да такую, что она затмила многие драгоценные работы. Любой стол с такой посудой становится нарядным, торжественным. Любая еда в такой посуде выглядит более аппетитной и праздничной.

Что отличает хохлому:

  • отсутствие строгой геометрии;
  • фоновое «подсвечивание»;
  • лаконичность изображение, но без эффекта пустого фона;
  • высокая художественность – если отдельные мотивы других видов росписи может повторить и ребенок лет 10-12, то с хохломой справится только профессионал;
  • ажурность рисунка.

Есть хохломская роспись, а есть роспись «под хохлому». Во втором случае художник берет цвета, присущие направлению, но узор использует не характерный для него. А есть еще и «псевдохохлома» — контрафактная продукция, не имеющая сертификатов качества, использующая, возможно, небезопасные материалы. Между прочим, такая продукция – прямое нарушение авторского права, потому рекомендуем не поддерживать рублем сторонние изделия, которые не являются брендом и не относятся к центрам хохломской росписи России.

Как расписать хохломой матрешку?

В токарном цехе делают заготовки, которые иногда можно найти в магазинах для творчества. Семеновские мастера делают роспись в три этапа, и на каждом этапе работает свой художник.

Для работы вам понадобятся:

  • деревянная заготовка;
  • краска: анилиновые, акриловые или на водной основе – гуашь будет найти проще всего;
  • кисти беличьи разных размеров (у каждого мастера свои предпочтения, но № 2 самый ходовой);
  • лак для покрытия – акриловый, например;
  • карандаш для нанесения контуров;
  • вода для смачивания кисти;
  • палитра.

Хохломская роспись – матрешка поэтапно:

1. Прогрунтуйте матрешку с использованием клея на воде и крахмале, грунтуйте деревянную заготовку широкой кистью.

2. На деревянную заготовку вам нужно перенести рисунок – нарисовать личико, черты лица, руки и крупные элементы узора. Этот этап не всем удается сразу: нужна строгая симметрия, четкость линий. Потому вначале на заготовке можно отметить точки, по которым вы будете сверять симметрию.

3. Начинающим следует брать максимально простые эскизы, без детализации, чтобы работа не остановилась еще на этапе карандашного наброска. Но если вы приобрели набор для творчества, где все уже готово к росписи, то необходимый карандашный набросок уже будет нанесен на заготовку.

4. Когда вы с этим справились, пора брать в руки краски. Желтым цветом, аккуратными мазками закрашивайте платочек. Желтый платок традиционен для семеновских матрешек.

5. Далее переходите к росписи сарафана. Возьмите красную краску, ровными, неспешными мазками закрашивайте сарафан. Ручная работа требует усидчивости, потому не спешите сделать все быстрее.

6. Донышко закрашивать не нужно, фрагмент остается «пустым», дабы можно было увидеть структуру дерева. Не закрашивается и передник, так как цветочный узор рисуется сразу по деревянному основанию.

7. Рукава прокрашиваются белой краской, так наряд матрешки получится более праздничным, торжественным.

8. Приступайте к оформлению передника. Узор выбирайте любой, кому-то больше нравится выписывать розы, кому-то – ромашки. Цветок рисуется дугообразными движениями (двойным мазком). Для большей красоты добавьте бутоны по краям от центрального цветка.

9. Теперь к цветкам следует подвести зеленые листья. Прорисовывать листочки удобно тонкой кистью. Какими будут листья, зависит от ваших умений и навыков. Если они достаточные, то карандашного наброска не нужно, но если вы новичок – ориентируйтесь по наметке. Пустоты можно заполнить зелеными тонкими травинками.

10. Красным цветом для яркости матрешки легкими нажимами кисти можно обозначить ягодки.

11. Теперь можно выписывать личико. В основном для этого используется красный и черный цвет, глазки матрешке можно нарисовать голубые, яблочки на щечках – розовые. Волосы у игрушки разделены прямым пробором, чаще они темные.

12. Оцените работу – если цветовых включений больше не требуется, больших пустот нет, матрешку можно лакировать.

Мастер-класс по росписи матрешки вы также можете посмотреть в данном видео.

На создание такой матрешки много времени не уйдет. Даже новичок справится за пару часов, а то и быстрее. А дальше вы можете экспериментировать, например, расписывать лошадок или взяться за роспись ложек.

О том, как самостоятельно создать дымковскую игрушку, читайте в статье: «Пошаговое изготовление дымковской игрушки из глины своими руками».

Все это интересно и увлекательно. Помимо прекрасного результата вас ждет арт-терапия, которая поднимает настроение, уменьшает стресс и дает возможность отвлечься от суеты.

Удачного опыта!

Основные цвета хохломской росписи

Исполняется тремя цветами – красная киноварь, золото и черная сажа. На фоне для прорисовки используют зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой. Каждый тон несет свой смысл. Черный — означает глубину вселенной, извечную темноту, бесконечность. Красный – красоту (красна девица, Красная площадь), здоровье, силу, процветание. Золото – характерный знак плодородия, богатства и благополучия. Эти пламенные сочетания не раздражают глаза, приносят красоту, покой и отдохновение.

Популярные статьи  Фахверковые дома: нюансы по возведению постройки своими руками

Верховая роспись

Это искусство живописи заключается в нанесении черного и красных основных цветов на серебряный или золотисто-желтый фон изделия.

Особенность хохломы от других видов заключается в необычном приеме рисунка, при котором участвуют не только пальцы художника, а вся рука.

Мастер одним слитным движением создает долгие штрихи и пластичные мазки ленточного орнамента.

На поверхностях в виде сферы — сахарницы или конфетницы, цилиндра бочонка, самовара или чайника. Для верхового стиля характерны орнаменты «травная роспись или травка», «под ягоду или листок» и «пряник».

Хохлома на фоне

Фоновое написание отличается тем, что художник тонкой кистью наносит контур будущего рисунка. Кисть мастер держит фалангами пальцем почти вертикально к поверхности предмета. Легко прикасаясь , слегка вращает по направлению к себе. Затем фон закрашивается красным или черным цветом. А сами мотивы рисуются поверх фона. Золото только выглядывает в силуэтах цветов, птиц и лошадей, изгибах травинок. Это очень трудоемкий процесс, такие изделия дорогие, их обычно делают на заказ. Разновидностью «фонового» рисунка, является «Кудрина». Золотые кудри завитков очень эффектно выглядят на черном или красном фоне столовых сервизов, чайных пар, ваз и панно.

Хохломская роспись: узоры для начинающих, трафареты и шаблоны с фото

Общие понятия технологии

Изначально мастера делали грубые заготовки из дерева. В простонародье это занятие называли «бить баклуши». Излишек древесной породы снимали резцом, придавая заготовке нужную форму. Изделия грунтували вапой (глиной). После грунтования заготовки должны подсохнуть, как минимум 6 часов. Затем предметы покрывали льняным маслом. Обычно мастера не скупились и обрабатывали будущие предметы декора и быта несколькими шарами олифы.

Следующий этап – интенсивное лужение. Поверхность заготовки активно обрабатывались алюминиевым порошком. Теперь изделие готово к непосредственной росписи.

Хохломская роспись: узоры для начинающих, трафареты и шаблоны с фото

Для работы применялись именно масляные краски. Основные цвета: красный и черный. Чтобы орнамент был более динамичным, а сама композиция живее, иногда использовали дополнительные оттенки: коричневый, светло-зеленый, желтый, молочный.

Как только рисунок был готов, изделие покрывали толстым слоем лака. Затем на протяжении 4 часов происходила закалка в печи (температура достигала 160 градусов и выше).

Хохломская роспись: узоры для начинающих, трафареты и шаблоны с фото

Городецкая роспись

Хохломская роспись: узоры для начинающих, трафареты и шаблоны с фото

Городецкая роспись родилась в Поволжье. Сразу в нескольких селах местные умельцы с помощью резьбы украшали деревянные предметы, а затем наносили на них орнамент. Со временем на изделиях стали использовать только роспись без нанесения дополнительных резных элементов. Пик популярности городецкой росписи пришелся на вторую половину XIX века. То есть данный вид художественной росписи стал известен уже позже, чем хохломская роспись. Для украшения декоративных элементов, а также предметов быта использовали разные интересные мотивы. Отличительной особенностью городецкой росписи является использование бытовых сцен, а также образов связанных с Нижним Новгородом для росписи изделий. Также для городецкой росписи могут быть использованы цветочные мотивы, нередко изображаются кони и птицы, а также роспись может быть выполнена в сюжетном стиле.

Для городецкой росписи актуальны другие цвета, нежели для хохломской. Здесь чаще используется голубой цвет и его оттенки, а также розовый и оттенки красного. Немного реже используется зеленый и черный цвета.

Сегодня остается популярным нанесение росписи на разные деревянные предметы. Причём расписывают с помощью древнего народного промысла не только кухонную утварь. Различные предметы интерьера, а также сувенирные игрушки с хохломской росписью можно найти в продаже.

Посуда с хохломой

Расписанная красивыми узорами посуда может стать отличным украшением любой кухни. К тому же, такие изделия практически всегда могут использоваться по назначению. Например, можно приобрести целый набор хохломской посуды с различными тарелками, горшочками, ложками и чашками. Такие изделия обычно качественно изготовлены, защищены несколькими слоями лака и могут использоваться по назначению. Отличительной особенностью деревянной посуды является нулевая теплопроводность, что гарантирует долговечность таких изделий и комфорт от их эксплуатации.

Деревянная посуда может быть использована для подачи холодных и горячих блюд. Также можно в деревянной посуде без опасений оставлять соленья, кисломолочные продукты и другие блюда. А можно использовать деревянную посуду для хранения сладких продуктов и круп. Удобные горшочки закрываются специальными крышками и защищают таким образом содержимое от попадания в него насекомых и вредителей.

Основные элементы хохломской росписи

Есть несколько «Осочки» (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз)

-«Травинки» (мазки с небольшим плавным утолщением)

-«Капельки» (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия)

-«Усики» (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль)

-«Завитки» (то же, что и «усики», но с легким нажимом-утолщением в середине элемента)

-«Кустик» (комбинация симметрично расположенных «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»)

-«Ягодки» (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания «разживляются» желтым цветом.

Хохлома: технология изготовления

Процесс прекрасных деревянных изделий происходит в несколько этапов:

  • Получение «белья» — белых неокрашенных изделий. Мастер из заготовленных деревянных брусков формирует будущие ложки, чайные чашки, шкатулки и сувениры, снимая токарным станком стружки с древесины. Затем готовое изделие сушат при температуре 22-28° С, в течение 3-20 дней.
  • Шпаклевка «вапой» — неокрашенные вещи обмазывают несколько раз после обсушки специальной очищенной глиной, и оставляют на 7-8 часов.
  • Грунтовка – 3-4 раза олифят (покрывают слоями вываренного льняного масла). Олифой вручную пропитывают изделия, втирая ее специальными кожаными тампонами. После очередной пропитки сушат в специальном шкафу при температуре 40-50° С. Затем, после охлаждения, слегка шлифуют.
  • «Лужение» — придание изделию серебристого или золотистого фона. Для серебряного цвета – в поверхность кожаными овчинными тампонами вручную втирают алюминиевый порошок. Для золотого – наносится перетертое олово. Затем покрывают специальными смесями и несколько раз обжигают в печи до получения солнечно-золотого цвета. После чего изделие попадает в руки мастеров-художников декоративно-прикладного искусства.

Хохлома: роспись, картинки и узоры

Можно выделить несколько видов орнамента:

Травная роспись – старинный вид рисунка. Он пишется мелкими мазками, завитками, колосками и ягодками по серебряному фону.

Напоминает русские травы – луговые, болотную осоку, белоус.

Этот рисунок может быть разбросан по всему изделию тарелок, разделочных досок, шкатулок или собран букетами, кустами. Причем из разрозненных травинок художники создают различные сочетания картинок — мотив петуха, жар-птицы, сидящей на дереве, клюющей ягоды, а также рыб.

Роспись «под листок» или «под ягоду» — в нее, кроме травки, включены овальные лепестки, расписанные тычками кисти, более крупными мазками.

В основу входят остроконечные или округлые листья по три или пять, и группы ягод около стебля.

В зависимости от величины изделия могут быть включены элементы ветки, рябины, винограда, смородины, крыжовника, клубники, цветы ромашки, тюльпана и колокольчика.

Роспись под «пряник» или «рыжик» — этот орнамент применяют обычно внутри блюда или чаши. Геометрические фигуры вписываются в ромб или квадрат. С травными кустами в углах, а в середине – большой «рыжик» в круге — солнце. Еще пряник называют «косовик», так как из него как бы вырастают косы из трав и мотивов. Вначале эти элементы росписи кажутся простыми и примитивными. Но если вглядеться, то видно, что солнце движется, и вместе с ним захвачены кружением все листочки и травинки.

«Кудрина» — стилизованные золотые изображения кудреватых завитков, формирующих листья, цветы, ягоды и плоды. Это вид росписи, где главной является контурная линия, золотое пятно и легкие тонкие штрихи в прорисовке мелких деталей.

«Фон» — художник рисует стебель с цветами и листьями, стилизованные изображения петушков, рыб. Затем фон заполняется краской – обычно черной. Поверх черного фона делают мазки краской – травинки, налепливаются гроздья диких яблочек, меленькие цветочки.

Роспись под «Пряник» Хохлома под фон Роспись «Кудрина»

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: